http://frk.kiev.ua/index.php?p=articles&area=1&action=displayarticle&id=35&name=

Версія для друку/ Перегляд





Статті (Огляд)

Дослідження ставлення населення до страхування


Компания: «СТАТИН-ФОРМКОНСАЛТИНГ»

Тема: исследование отношения населения к страхованию

Метод исследования: индивидуальное интервью

География исследования: Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Киев, Львов, Одесса, Симферополь, Харьков

Количество опрошенных: 1203 респондента

 

Только 8% опрошенных являются клиентами страховых компаний, и при этом более трети из них не принимали решения о страховании самостоятельно

Представляем вашему вниманию результаты маркетингового исследования ОАО «Информационно-аналитическое агентство «СТАТИНФОРМКОН-САЛТИНГ» «Рынок страховых услуг Украины: сегмент физических лиц».

Метод сбора информации: индивидуальное интервью «лицом к лицу» по месту жительства респондента продолжительностью 25 минут.

География: Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Киев, Львов, Одесса, Симферополь, Харьков.

Дизайн выборки: выборка представительная по основным демографическим признакам, на базе репрезентативной вероятностной многоступенчатой выборки официальных панелей домохозяйств Государственного комитета статистики Украины.

Репрезентативность: полученные данные представляют население городов исследования в возрасте 17-55 лет.

Объем выборки: 1203 респондента.

ОАО «Информационно-аналитическое агентство «СТАТИН-ФОРМКОНСАЛТИНГ» основано в 2003 году. Компания предоставляет информационные, аналитические и консалтинговые услуги в трех основных направлениях: обзоры рынков, статистика и базы данных; социологические и маркетинговые исследования; инвестиционный консалтинг. Одним из стратегических направлений развития компании является отраслевой консалтинг. «СТАТИНФОРМКОНСАЛТИНГ»работает при организационной и методологической поддержке Государственного комитета статистики Украины: имеет в распоряжении все данные официальной статистической отчетности и предоставляет их на правах официального распространителя. Опросная сеть «СТАТИНФОРМКОНСАЛТИНГ»детализирована до уровня малых городов и насчитывает 966 профессиональных интервьюеров.

 

Охват населения страхованием

Только 8% опрошенных являются клиентами СК. При этом более трети из них не принимали решения о страховании самостоятельно. Таким образом, количество добровольно застрахованных в исследуемых городах не превышает 6%. Основными факторами, подтолкнувшими к страхованию являются: желание/необходимость сохранить имущество, доверие/влияние страхового агента и надежность СК, угроза здоровью и жизни.

Основной причиной отсутствия страхового полиса является отсутствие потребности в страховании (40%). Второе место по важности занимает достаточно серьезный барьер недоверия к СК. Сюда же можно отнести и негативную информацию от клиентов, негативный опыт как прошлых лет (Госстрах),так и текущего времени. Суммарно, эти факторы отталкивают от страхования более трети населения исследуемых городов.

 

 

 

Барьеры страхования

Существует 3 группы барьеров страхования: общеэкономические (нестабильность в экономике, отсутствие гарантий),личный материальный (недостатоксредств)и барьеры, связанные непосредственно со страховым сервисом. Наиболее критичным, как уже и отмечалось, является барьер недоверия страховым компаниям, преодоление которого требует значительных и, возможно, совместных усилий страховщиков. Вместе с тем, немаловажными являются барьеры, урегулирование которых находится в прямой компетенции страховщиков: условия страхования, квалификация персонала и информирование населения.

 

 

Услуги страхования: знание, отношение, намерения

Здоровье, как ключевая ценность, выводит на первое место потребность в медицинском страховании (около 23% готовы платить за эту услугу).

Страхование от несчастного случая и страхование жизни - вторая группа услуг, с точки зрения интереса населения (за них готовы платить 15% и 11% соответственно).Третья группа - пенсионное страхование (9%),страхование жилья (5%)и имущества (6%).Необходимо обратить внимание на услуги населению, уровень знания по которым низок: страхование на дожитие, накопительные программы страхования.

Оценки по таким услугам, как страхование гражданской ответственности, страхование залога под кредит, риска ответственности за невозврат кредита могут быть корректно проинтерпретированы только в соответствующем контексте — исследовании целевых групп этих услуг.

 

Значимость характеристик страховых компаний

По результатам исследования наибольшее значение для населения имеют характеристики, непосредственно относящиеся к имиджу и качеству сервиса СК. Надежность и доверие к СК - наиболее важная характеристика, которая для ЦА выступает в роли индикатора отношения к СК. Вторая по важности группа факторов - это персонал СК (в том числе компетентные страховые агенты), условия страхования (программы, цены на услуги и т.д.)и условия обслуживания клиентов (возможность вызова страхового агента, «горячая» телефонная пиния, удобный график работы).В то же время, страна происхождения, инвестиций и известные клиенты - характеристики, которые в данный момент для населения крупных городов не имеют решающего значения.

 

 

Источники информации о страховании

Первое место занимают традиционные источники информации - СМИ и другие носители рекламы. Кроме того, очень важным является влияние информации, передающейся из уст в уста - знакомые, родственники, коллеги. К третьей группе, на которую также нужно обратить внимание, относятся страховые агенты и персонал СК.

 

 

Оценка благоприятности времени для страхования

Чуть менее 10% опрошенных считают, что сейчас подходящее время для заключения договора страхования. Треть из них связывают это с осознанием необходимости страхования как такового («за этим будущее»).Еще треть - с ростом уровня жизни как в стране в целом, так и собственного. И 20% - с ощущением потребности в защите (которую можно трактовать как защиту, гарантирующую некую стабильность и спокойствие жизни).

60% опрошенных считают, что сейчас не самое подходящее время для заключения договора страхования. Здесь действуют и выявленные ранее барьеры нестабильности в стране (включая незащищенность с точки зрения законодательства),и недоверия к СК (отсутствие гарантий с их стороны).

 

 

 

Оценка благоприятности времени для страхования

Треть респондентов затруднились охарактеризовать, насколько данный период подходит для заключения договора страхования (ни хороший, ни плохой). В качестве аргументов чаще всего такие респонденты спонтанно называли все те же, упомянутые ранее, барьеры страхования, что характеризует их оценку текущего времени скорее как неподходящего для заключения договора. Вместе с тем, для этой группы присуща надежда на лучшее будущее и понимание необходимости страхования.

 

 

Потенциал

На основе знания, отношения и намерений к страхованию выделены 4 группы населения с точки зрения потенциального интереса к страхованию:

 

 

 

 

Страховой клуб

 

Написано: Юлия Бенцлер від 28.01.2011